В сколь сильной степени бездумье стало для человека второй натурой,
видно хотя бы из характера его обычных общений с окружающими людьми. Ведя
разговор с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих
замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Он не имеет
больше ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, что от него
может потребоваться это свое.
Дух, порожденный обществом разобщенных, предстает перед нами как
постоянно крепнущая сила. У нас складывается упрощенное представление о
человеке. В других и в самих себе мы ищем лишь прилежания труженика и
согласны почти ничем не быть сверх того.
С точки зрения несвободного существования и разобщенности наиболее
неблагоприятно сложились условия жизни населения больших городов.
Соответственно оно более подвержено угрозе духовной деградации. Являлись ли
крупные города когда-либо культурными центрами в том смысле, что в них
зарождался идеал человека, поднявшегося до уровня духовной личности? Ныне,
во всяком случае, положение вещей таково, что подлинную культуру необходимо
спасать от духа растления, исходящего от больших городов и их жителей.
Мы утрачиваем чувство родства со своим ближним и скатываемся таким
образом на путь антигуманности. Когда исчезает сознание, что любой человек
нам в какой-то мере небезразличен как человек, тогда расшатываются устои
культуры и этики. Регресс гуманности в этом случае является лишь вопросом
времени.
copy;
http://sfomich.narod.ru/variant2.html